Она стала символом страны, победившей фашизм: Волгоградская ГЭС

Она стала символом страны, победившей фашизм: Волгоградская ГЭС

Сталинградская битва – одна из самых кровопролитных в истории человечества. С обеих сторон здесь погибло около 2 млн человек. После Победы нужно было восстанавливать город. Первой комсомольской ударной стройкой стала Сталинградская ГЭС.


Стройка началась в 1950 году на левом берегу Волги. Именно здесь велись самые ожесточенные бои, и прежде чем залить первые кубы бетона, пришлось разминировать 15 тысяч гектаров берега. Этим занимался специально сформированный инженерный батальон. Было найдено и обезврежено более 4 тысяч различных снарядов, бомб и мин. Работы завершились на год раньше запланированного срока.


Строительство Сталинградской ГЭС было возложено на МВД СССР, по первоначальным планам начать её возведение планировалось в 1951 году и вывести ГЭС на полную мощность в 1956 году. Для сооружения станции министерством была организована строительная организация «Сталинградгидрострой», а для обеспечения её рабочей силой 17 августа 1950 года был образован Ахтубинский исправительно-трудовой лагерь (Ахтублаг, ИТЛ Сталинградгидростроя).


Первые годы на Волге трудились 26 тысяч заключенных. Они выполняли самые сложные земляные работы. Если сложить весь грунт, который вывезли при строительстве, получится 8 млн вагонов. А сразу после амнистии, в 1953 году, стройку объявили комсомольской. Сюда ехали со всей страны по специальным путевкам. В это время посреди степи по­явился поселок гидростроителей, ныне город Волжский, а вместе с ним – девять химических, два крупных машиностроительных и трубный завод.


Очень многое на станции – было впервые в СССР. Впервые в мировой практике советские ученые обосновали и спроектировали сооружение столь крупного гидроузла на нескольких основаниях. Такими основаниями служат глины, мелкозернистые пески, сцементированные песчано-глинистые грунты. На Волжской ГЭС впервые была разработана система, позволившая передавать энергию на очень большие расстояния. В декабре 1959 впервые была введена в эксплуатацию высоковольтная линия электропередачи 500 кВ «Сталинград-Москва».

После ввода в постоянную эксплуатацию Волжская ГЭС стала испытательным полигоном электротехнического и гидромеханического оборудования для сибирских и зарубежных ГЭС. Впервые в практике отечественного гидростроения при возведении Волжской ГЭС массово использовали железобетонные конструкции. Для доставки грузов в котлован использовали 4-километровую подвесную канатную дорогу, расположенную на высоте 40 метров. Впервые в России для строительства Сталинградской ГЭС был собран гигантский экскаватор объемом 18 кубометров. Котлован, выкопанный под будущую ГЭС, тоже поражал размерами: 1 км в длину, 500м в ширину, 40м в глубину. Стройплощадка занимала 12 километров. В ходе строительства ГЭС впервые в нашей стране разработаны и применены вибрационные машины – катки, погружатели, молоты, гидровибробурение скважин. Специально для Волжской ГЭС были созданы крупнейшие гидротурбины, одна из которых к тому времени была опытной.

Стройка Сталинградской ГЭС стала символом страны, победившей фашизм. Гидростанцию, растущую с каждым днем, с гордостью показывали иностранным гостям. Здесь побывали десятки делегаций, в том числе Индира Ганди с отцом, Шарль де Голль и команданте кубинской революции Че Гевара. Строительство станции завершили в 1961 году. Тогда она была самой мощной в мире. Сейчас – самая мощная в Европе. Правда, запустили ГЭС с новым именем. Вместо Сталинградской она стала Волжской. Но своего символизма из-за этого не утратила. Уже в 1963 году, к 20-летию победы в Сталинградской битве, от искры генератора станции зажгли Вечный огонь на площади павших бойцов в центре Волгограда.


А после запуска гидростанции в память о героях Сталинградской битвы построили мемориальный комплекс на Мамаевом кургане. Мысль скульптора Вучетича в жизнь воплощали те же люди, что и заливали бетон на Волжской ГЭС.