Угличские зенитчицы

Угличские зенитчицы

Угличская гидроэлектростанция – одна из старейших гидроэлектростанций России – сыграла важную роль в обеспечении Москвы электроэнергией в годы Великой Отечественной войны, особенно в период Битвы за Москву.


Когда неподалеку от гидроэлектростанции падает первая фугасная бомба, для защиты ГЭС был перебазирован 62-й зенитно-артиллерийский дивизион, в состав которого входили красноармейцы из ярославского и рыбинского дивизионов.


Так как Угличская ГЭС продолжала давать ток Москве, здание и плотину тщательно маскировали. В основном ее укрывали досками и бревнами. Уже после окончания войны знаменитый немецкий ученый Вальтер Швабедиссен восхищенно напишет: «У русских было развито искусство маскировки. Умели это делать. Он говорит, что строительство велось буквально в считанные дни. Мы не успевали развернуться, подумать что-то, а у русских это что-то уже было построено!»


И все-таки о существовании Угличской станции и ее незаменимом значении в электроснабжении Москвы немцы прекрасно знали. Это подтверждают фотографии, сделанные с самолетов. На этих карточках пометки на немецком языке указывают точное местонахождение ГЭС. Фашисты могли уничтожить ее в любой момент, но почему-то так и не сделали этого.

«Угличская ГЭС была настолько уникальной - такой станции не было нигде в мире - и возможно, немцы надеялись на победу. Надеялись, что они эту станцию захватят, и все-таки смогут использовать в своих целях», - рассказывает сотрудница угличского музея гидроэнергетики Ольга Малашкина.


Угличская станция в то время - вторая по мощности во всем Советском Союзе. Небо над ней от налетов вражеской авиации охраняют девушки-зенитчицы. И днем, и ночью они живут в состоянии боевой готовности. Ведь атака могла начаться, когда угодно. За обедом или во время сна. В любую минуту в течение 40 секунд они должны были собраться, выйти с автоматами, противогазами и быть готовыми к зенитному обстрелу.

Первые бомбардировщики вокруг Угличской ГЭС стали кружить уже 29 июня 1941 года. Налеты продолжались вплоть до августа 1944-го. Обломки разбившихся самолетов, как вражеских, так и наших, находят до сих пор. В результате воздушных боев в небе над Угличем подбиты как минимум 7 фашистских самолетов.


Самая страшная ночь – по немецким данным – была ночь с 9 на 10 июня 1943 года. Когда в сторону Ярославля и Рыбинска над Угличем летели 109 тяжелых самолетов. Зенитчики открыли заградительный огонь, и им удалось сбить вот такой Хенкель-111н16. Он упал в 20 км от Углича.

С 1942 года станция вырабатывала электроэнергию уже не только для Москвы, но и для Рыбинска и Ярославля. За бесперебойную работу, выдающиеся технические достижения еще во время войны наградили 161 человека. А в 1950 году Угличской ГЭС на вечное хранение передали Красное знамя Министерства электростанций – важная награда для энергетиков.

После окончания войны надо было достраивать станцию. И если раньше работы в Угличе выполняли заключенные ВолгоЛАГа, то теперь наряду с ними трудились 4 тысячи пленных немцев.


И наши, и немцы трудились на совесть. Все, что построено тогда – плотина и шлюз - стоит до сих пор. Сейчас ГЭС модернизируют, но то самое оборудование 40-х годов всё ещё работает.


Архитектурный комплекс Угличской ГЭС является объектом культурного наследия, охраняемым государством.