ГЭС на поле победы: Цимлянская ГЭС
Цимлянская ГЭС на Дону была построена уже после войны, но ее корни – в боевом 1943 году. Сразу после того, враг был отброшен от Волги, перед гидростроителями была поставлена задача: начать подготовку к строительству канала, соединяющего Волгу и Дон. В следующем, 1944 году, к этой задаче добавилась еще одна – требовалось крупное водохранилище уже на самом Дону, чтобы обеспечить беспрепятственное движение кораблей и полив засушливых земель в нижнем течении Дона.
Расстояние между Волгой и Доном в районе Волгограда
(тогда – Сталинграда) сравнительно невелико, если взглянуть на
географическую, а тем более политическую карту. Однако со времен Петра I
все планы устройства канала наталкивались на проблему чрезвычайной
сложности строительства, с одной стороны, и его бесполезности, с другой.
И Дон, и Волга – реки со снеговым питанием, весеннее половодье
сменяется летне-осенней меженью, когда во многих местах обнажались
пороги и мели. Зимой реки покрывались льдом, так что время работы
гипотетического канала сокращалось до пары месяцев в году; ну и какой в
нем был толк?
У советских гидростроителей был опыт возведения
Беломорканала, Волгобалта и канала имени Москвы, но все они расположены в
другой климатической зоне – там, где увлажнение в среднем превышает
испарение. Совсем по другому устроен климат в нижних течениях Волги и
Дона, здесь на 1 см выпавших летом осадков приходится 2.5-3 см испарений
(если есть откуда испаряться). Поэтому задача создания эффективного
канала, навигация по которому была бы возможна большую часть года,
потребовала создания огромного водохранилища многолетнего регулирования.
И создать его надо было на Дону, который в районе максимального приближения к Волге примерно на 44 метров выше ее по уровню. Однако и донской воде надо было «перелезть» через водораздел – а это еще 44 метра. Для того, чтобы закачивать воду на такую высоту в значительных объемах, требуемых для заполнения водохранилищ по трассе канала, нужна была энергия. В результате и воду, и энергию дала Цимлянская ГЭС.
Ее начали строить через три года после завершения войны – в 1948. Южная часть европейской территории СССР в 1946-47 годах пострадала от засух, неурожая, ошибочных решений руководства и возникшего в связи с этими факторами голода, который к тому же привел к бегству населения из сел. Люди бежали в города и на стройки. Через строительство канала и ГЭС прошли сотни тысяч человек – как военнопленных и заключенных, так и вольнонаемных. Многие из них погибли, другие – были награждены за ударный труд орденами и медалями.
В отличие от большинства предвоенных строек, на Волгодоне и Цимлянской ГЭС был довольно высок уровень механизации – сюда привозили практически все новинки отечественного машиностроения, в том числе шагающие экскаваторы и самосвалы. Строительство ГЭС велось пять лет, в 1953 году она была принята к эксплуатации. Еще раньше, в 1952 году было наполнено Цимлянское водохранилище, пущен первый гидроагрегат, а 1 июня началось движение судов по Волгодону. В первую очередь это означало, что бакинская и волжская нефть пришли в Причерноморье.
Итогом этого строительства стал стокилометровый канал с 13 шлюзами, который суда с осадкой до четырех метров преодолевали за 10-12 часов, а также гидроэлектростанция мощностью 164 МВт (в настоящее время – 204 МВт) с огромным Цимлянским водохранилищем. Оно устранило риск наводнений, время от времени смывавших низовья Дона в Азовское море, и снабдило водой плодородные, но засушливые земли (на гидромелорацию здесь ежегодно расходуется почти полтора кубокилометра воды). Выработка электроэнергии у нее всегда была лишь на третьем по значимости месте, но это не умаляет ее значения.
Память о героях Сталинградской битвы увековечена в
Пятиморске у 13 шлюза Волгодона – там, где Волгодон соединяется с
Цимлянским водохранилищем. 23 ноября 1942 года неподалеку от этого места
встретились части 4-го танкового корпуса генерала А. Г. Кравченко
(Юго-Западный фронт) и 4-го механизированного корпуса генерала В. Т.
Вольского (Сталинградский фронт). В память о событии, с которого
началось окружение немцев под Сталинградом, в 1955 году был поставлен
16-метровый памятник «Соединение фронтов» работы скульптора Евгения
Вучетича.